Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О разнице между Масленицей и Проводами Зимы. Можно ли переносить праздник?

Опубликовано 11.03.2019

В Южно-Курильском районе весенний праздник, в основе которого лежит славянская традиция встречать приход весны, перенесли на день назад, с 10 на 9 марта, в связи с тем, что администрация ожидала ухудшения погодных условий.  Ожидания администрации не оправдались, погода в воскресенье стояла отличная и безветренная. Зато в субботу, 9 марта, сильный пронизывающий ветер быстро разогнал с площади в Южно-Курильске  и тех 150 человек,  кто собрался (многие жители не уследили за переносом фестиваля - значение интернета и групп в соцсетях органы управления для себя сильно преувеличивают). На вопрос, почему нельзя было перенести на неделю вперед, если уж приспичило сдвигать, ответ чаще всего: «Так потом же пост!» Давайте разберемся, имеет ли отношение Великий пост к языческой Масленице, и можно ли было спокойно перенести Проводы Зимы на неделю вперед – на следующее воскресенье.

 

Что же мы празднуем в марте?

В течение нескольких десятков лет Южно-Курильский район с благословения райкома КПСС отмечал праздник под названием «Проводы Зимы», и происходило это в соответствии с народной традицией в последнее воскресенье марта. В СССР не смогли изжить славянский праздник прихода весны, который приходится на день весеннего равноденствия, и почли за лучшее не бороться, а адаптировать к новому, социалистическому мировоззрению. Славяне с зимой прощались всерьез, но до наших дней дошел только развлекательный аспект праздника, в котором смешались хороводы и символические битвы, блины, приглашения в гости, сжигание чучела.

Православие, тоже не победившее за несколько веков языческую традицию встречи весны, к мартовскому «бесовскому веселью» вынуждено было относится снисходительно, ибо и народ упорно праздновал, и цари хотели веселиться, а позже, в СССР, церковь  была отделена от государства и ее никто не спрашивал. Теперь же все чаще слышны голоса православных священников, которые требуют «охристианить» народный фестиваль, взять его под свой контроль.

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета, настоятель Иоанно-Богословского храма – Патриаршего подворья в Китай-городе прямо говорит о желании адаптировать Масленицу для церковных целей: «Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм… Если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны… Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это».

Налицо борьба православия за сферу влияния. И это неудивительно – ни один праздник не гуляют так массово в России, как Масленицу, потому не может церковь позволить себе упустить такую возможность воздействовать на умы через блины.

Но допустим ли мы очередную подмену народной традиции околоцерковной фальшивкой? Согласно Конституции РФ наше государство многоконфессиональное, в нем провозглашена свобода вероисповедания. Так зачем нам подгонять нашу самобытность под требования какой-либо одной агрессивной, поглощающей и стирающей наши традиции, религии?

Сильный ветер и перенос Масленицы на субботу 9 марта привел к почти пустой площади и бессмысленной трате сил учреждений культуры в этот день в Южно-КурильскеСильный ветер и перенос Масленицы на субботу 9 марта привел к почти пустой площади и бессмысленной трате сил учреждений культуры в этот день в Южно-КурильскеЛет десять назад некоторые Южно-Курильские чиновники, уверовав во Христа и став теми самыми «активными мирянами»,  праздник «Проводы Зимы» тоже стали приурочивать к православному Великому посту и сдвинули с конца марта на дни Сырной седмицы (Маслена неделя). Слышали звон, да не знали, где он. Нет в православии такого праздника – Масленица, а у недели перед Великим постом свой  сакральный смысл, который неплохо бы и знать тем, кто считает себя православным и верующим.

 

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря, говорит: «Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения». 

Никакой связи с «Проводами Зимы» архимандрит Тихон не усматривает, зато его удивляет «излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни» (обратите внимание, что для православия существительное  «масленица»  — нарицательное, пишется с «маленькой» буквы).

Но нашим «православным» чиновникам  и иже с ними «активным мирянам» хочется морализировать, но при этом  вместе со всеми есть языческие блины. Однако, не получается – либо христианская масленица, которая заканчивается Прощеным воскресеньем, либо народная, языческая, Масленица, которая заканчивается сжиганием чучела. Православным на этой Масленице делать нечего, иначе потом отмаливать придется. Некоторые православные священники считают, что компромисс между язычеством и христианством невозможен, а от сжигания чучела и других обрядов отчетливо попахивает серой.

 

Так можно ли было перенести Масленицу на неделю вперед?

Масляну неделю (Сырную седмицу)  не перенесешь, а Проводы Зимы – можно. Ругать при этом чиновников за "неполный переход к христианскому образу жизни" даже протоиерей Дмитрий Моисеев не будет.  А вот за попытку охристианить органы власти, от народа можно и получить отрицательный рейтинг. Но есть то, что в своем стремлении адаптировать Масленицу к нуждам христианства непоследовательно отметил игумен Петр, сказав: «Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция».  Вот тут я с ним совершенно согласна. Утеря традиции и стертая память - это плохо. Поэтому соотечественникам надо вспомнить следующее. 

 

Масленице и проводам зимы самое время – в день весеннего равноденствия.

Итак, славянский праздник Масленица знаменует приход весны. Речь идет о физическом пробуждении окружающего мира, о переходе к теплому времени года. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением. Именно поэтому Масленица, которая праздновалась в день весеннего равноденствия, считалась у наших предков одним из ключевых годичных праздников. У славян неделя состояла из 9 дней, поэтому никак не совпадает с Сырной седьмицей (семь дней). В то время, как православный календарь выстраивается по лунным циклам, славяне ориентировались на движение Солнца.

Масленицу часто называют Комоедицей – в этот день проснувшийся от зимней спячки медведь вылазит из берлоги. Масленица и Комоедица, скорее всего, один и тот же праздник, который праздновали в разных родовых общинах.

Для курильчан идея Комоедицы актуальна – в силу нашего, тесно связанного с медведями, быта. К тому же айны почитали медведя. И, если говорить о выстраивании специфического островного, привлекательного, информационного пространства, то на это надо обратить внимание.

Некоторые славянские общины до сих пор вместо Масленицы в те же дни празднуют Красногор, который христиане попытались (неудачно) сдвинуть на месяц и заменить Юрьевым днем (в этот день начинали сеять, почитали скот, запрещалось работать с шерстью, катались по росе и пр.).

В любом случае славянская Масленица — граница зимы и весны, в этот день Чернобог возвращает коло (мировая ось, посох мира, интерпретация образа мирового древа) Сварогу (либо, по другим источникам, Велесу). Мара (богиня зимы, справедливости и смерти) покидает Явный мир, в очередной раз предоставляя его во владение другим богам (в частности – Таре, Тарху, Дажьбогу).

- Нужно понимать, что сжигание чучела, якобы сжигание Мары-Марены, - это вовсе не традиционное славянское обрядовое действо. Подобных моментов не было зафиксировано ни одним европейским хроникером, писавшим о традициях Древней Руси. Логично предположить, что сжигание богини (вы хотя бы вдумайтесь в смысл этого действия!) стало элементом празднования Масленицы позже, когда христианство, укореняясь на Руси, уничтожало старых богов, а потомки великого древнего народа уже не помнили собственных корней. В частности, на Комоедицу сейчас никто никого не сжигает, - пишут на одном из сайтов, популяризирующих славянскую культуру.

На другом утверждают, что сжигание чучела имеет сакральный смысл, но не тот, что вкладывают сейчас по незнанию. Зиму надо прогонять, слепив снежную бабу и обстреляв ее снежками. А сжигание чучел в моменты Солнечных фаз – есть отправка «посланцев» к Богам с нашими пожеланиями, в частности, с просьбой о скорейшем завершении Зимы. 

Осталось определиться –  хотим мы знать свою историю или так и будем жить со "стертой исторической памятью"? У нас еще год до новой Сырной седмицы, есть время подумать. Астрономический день весеннего равноденствия наступит в этом году 20 марта - настоящий праздник впереди.

 

Оксана  Ризнич

Сделай свой сайт на конструкторе reg.ru     Или закажи сайт - быстро и недорого через раздел Контакты